|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
ПЯТЬ ТАКТИК
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Диктат.
Диктат в семье, где одни ее члены
подавляют в других самостоятельность,
инициативу, чувство собственного
достоинства, может проявляться в
разных формах. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания — ребенка, который отвечает на насилие, принуждение, угрозы контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, иногда откровенной ненавистью. Но
ребенок сам может быть маленьким
деспотом в семье. Это ведет к
раздвоению личности. Как легко
становится такой человек лицемером, он
жалеет только себя и только себя любит. Опека.
По сути, диктат и опека родителей —
явления одного порядка. Различие в
форме, а не в существе. Да, разумеется,
диктат предполагает насилие, приказ,
жесткий авторитаризм, а опека —
заботу, ограждение от трудностей,
ласковое участие. Однако результат во
многом совпадает: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они
отстранены от решения вопросов,
касающихся их лично... Детский импульс «я
сам» уступает место безразличию: «Пусть
мама, папа сделают, решат, помогут». «Маменькины
сынки» — самые несчастные люди, и их
можно от души пожалеть. Конфронтация.
Можно подумать, что в этой большой
квартире идет многолетняя позиционная
война... Кто спорит — вся жизнь человека
состоит из побед и поражений, но, если
люди близки между собой, победа одного
— это победа всех. Здесь все по-другому.
Воюют между собой. —
Двойку получил? Ну что тебе мать
говорила! Это все из-за Иванова. Вчера
весь вечер с ним потратил на эту модель,
а сегодня — двойка!.. Можете
не сомневаться, что когда у матери
случается неприятность на работе, она
не найдет сочувствия у детей — счет
будет оплачен той же монетой. Мирное
сосуществование. Четвертый тип тактики
— «мирное сосуществование» с позиции
невмешательства. Здесь все выглядит
вполне благопристойно. У каждого своя
сфера, своя отрасль деятельности.
Воспитание более чем свободное. Каков
результат? Семья
как эмоциональный магнит, как семейный
очаг для ребенка не существует. Жизнь
родных, их радости и невзгоды для него
за семью печатями. Сотрудничество.
Должен же существовать пятый —
оптимальный вид тактики семейного
воспитания! Существует —
сотрудничество! Именно в ситуации
сотрудничества преодолевается
индивидуализм ребенка, формируются
качества коллективиста. А это уже
предполагает, что семья обретает
особое качество, становится группой
особого типа, превращается в коллектив. По Ю. Азарову
|