|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Умственное
развитие. Воспитать
ребенка, воспитать человека, воспитать
ЛИЧНОСТЬ! Как это сложно, думаю, не один
родитель это чувствует в наше сложное
время. В сегодняшней беседе я хотел бы
затронуть небольшой круг вопросов,
которые постоянно то и дело возникают, и
мучительный поиск ответов на которые
заставляет родителей обращаться к
психологу. Учебная
работа и уровень усвоения знаний в школе
во многом зависит от умственного
развития ребенка. Психологи выделяют
следующие критерии умственного
развития:
- уровень овладения
приемами мыслительной деятельности;
- степень самостоятельности и
критичности мышления;
- экономичность мышления;
- владение умениями и навыками учебного
труда и
др. Умственное
развитие определяет уровень развития
как устной, так и письменной речи. При
правильном умственном развитии дети
должны легко и свободно выражать свои
мысли, правильно, точно, выразительно,
логично, последовательно используя при
этом все возрастающее богатство
словарного запаса. Учителя в школе и
работают над выполнением этой трудной
задачи. Как
же родители должны помогать учителям в
выполнении общей задачи умственного
развития личности ребенка? Попробуем
начать издалека. Английский
психолог, профессор Г. Айзенк, в книге “Проверьте
свои способности” предлагает серию
тестов, позволяющих определить
умственные способности, уровень
интеллекта и так называемый коэффициент
интеллектуальности (KU или JQ). В Институте
Гиллсра впервые в Алматы, да и в
Казахстане, проводятся исследования JQ
для всех желающих. Ирина Баженова
добровольно проверила себя, ее JQ
оказался равен 116. Подробнее об этом мы поговорим в последующих беседах, а сейчас возьмите карандаш, листок бумаги и заполните следующую таблицу
Девять клеток
пронумерованы снизу вверх. Каждая
клетка имеет следующее толкование: 1
- способность
к саморегуляции, к самообладанию 2
- эмоциональность, способность к
гуманитарным наукам 3
- способность к логическому мышлению и
точным наукам 4
- здоровье 5
- интуиция, предчувствие 6
- талант, творчество 7
- ангел-хранитель, связь с космосом 8
- коммуникабельность, искусство общения 9
- практичность, деловитость Конечно,
к тесту можно относиться с любым
чувством доверия, но поразмышлять не
мешает. Смысл теста заключается в
следующем. Каждый
человек, рождаясь, как бы наследует от
всех предыдущих поколений в своих генах
набор качеств, которые при правильном
воспитании и развитии могут достичь
высоких результатов. Если же воспитание
и развитие проводятся неверно, то данные
генофонда не смогут развиться, и человек
не проявит себя в чем-либо ценном,
толковом. Аналогия: если здоровое семя
внести в почву, но не поливать, не
ухаживать, не удалять сорняки, здоровое
растение не разовьется, зачахнет и т.д.
Если будут заполнены 3,6,9 линии верхней
горизонтали, то природой заложен чистый
технарь, если 2,5,8 - гуманитарий, если 1.4.7 -будущий
экстрасенс. Если
в клетках
будет по две цифры, то это еще усиливает
влияние того качества, которое заложено
природой. Итак, как же заполнять клетки? Напишите
дату рождения ребенка, или свою, или
любого другого человека, для которого
хотите проверить, смог ли он реализовать
в своей жизни заложенный с детства
генофонд. Дату рождения
нужно записывать арабскими цифрами, в
том числе и номер месяца рождения. Например, моя дата рождения 29 августа 1940 года. Запись должна быть такой 29.08.1940. Перепишем цифры моей даты рождения в таблицу и получим:
А
теперь проанализируем,
как я реализовал свой генофонд: а)
по верхней
горизонтали:
чистого технаря из меня
не получилось, но есть две девятки,
что говорит о практичности, деловитости,
связи с природой (я закончил
физмат -”физик”); б)
по средней горизонтали - 2,8: чисто
гуманитария тоже не получилось, но
лирику я тоже люблю, так что я и “физик”,
и “лирик”. Закончил
среднюю школу с серебряной медалью,
очень люблю общаться с людьми; в)
по нижней
горизонтали
1,4: экстрасенса
еще не
получилось, но я занимаюсь
научной деятельностью; окончил
курсы психологов,
занимаюсь психологией
почти тридцать
лет. Вероятно,
склонность к точным наукам и
логическому мышлению я добавил в свой
генофонд, а вот с ангелом-хранителем как
быть? Впрочем,
об этом и о других вопросах:
памяти, мышлении, воображении,
логике - мы поговорим в следующих
беседах. И.
МАЙБОРОДА, психолог.
|